Идея создания машины, которая  занимала бы в типаже промежуточное положение между "Волгой" и "Жигулями" стояла перед конструкторами завода АЗЛК еще с конца 1960-х - начала 1970-х годов. В то время АЗЛК фактически не имел перспектив по технологическому обновлению производства, однако это не помешало ему начать серьезную работу над преемником заднеприводных 408, 412 и 2140. Один за другим последовали прототипы, в каждом из которых отражались поиски оптимальной концепции будущего автомобиля. Опытный Москвич 3-5-6 был оснащен новой, пятиступенчатой коробкой передач и зависимой пружинной подвеской задних колес.

Хотя тенденция к переднему приводу в ту пору все уверенней прокладывала себе дорогу - на Audi и VW, Renault и FIAT, конструкторы АЗЛК не решались к такому шагу. Опытные образцы С-1 и С3 датированные 1975 годом, все еще имели заднеприводную трансмиссию, но их уже отличал современный кузов типа «хетчбэк» и подвеска типа Мак-Ферсон для передних колес.

Однако, чтобы ускорить создание нового "Москвича", в качестве образца выбрали французский автомобиль Simca-1307/1308, производившийся с 1975 года и победивший в 1976 году в европейском конкурсе "Автомобиль года". На тот период это была достаточно современная машина с передним приводом, поперечно расположенным двигателем и пятидверным кузовом хэтчбек. Ходовой макет нового "Москвича" с 412-м двигателем, названный "Максимка" демонстрировался в октябре 1977 года на стадионе АЗЛК и получил одобрение для разработки. Тогда отличия от Simca состояли в компоновке моторного отсека: продольное расположение двигателя вместо поперечного и, соответственно, совершенно другая конструкция трансмиссии (сцепления, коробки передач и главной передачи). Потом нашли более рациональные решения по агрегатам шасси: передняя подвеска с качающейся свечой и задняя пружинная подвеска на продольных рычагах вместо торсионных подвесок у "Симки", рулевой механизм с верхним расположением рейки, четырнадцатидюймовые колеса. Новые агрегаты трансмиссии и шасси потребовали разработки полностью нового основания кузова. Перечень отличий можно продолжить, но, наверное, проще сказать, что от "Симки" осталось: часть элементов конструкции крыши и профили уплотнителей стекол.

Обратим внимание на то, как формировался облик серийной машины на примерах нескольких прототипов, построенных на разных этапах проектрования.

Опытный образец М2141, декабрь 1978 г.

Опытный образец М2141, декабрь 1978 г.

Опытный образец, ноябрь 1979 г.

Опытный образец, ноябрь 1979 г.

Опытный образец, начало 1980-х гг.

Опытный образец, начало 1980-х гг.

АЗЛК 2141

Серийный образец М2141, 1986 г.

 

С помощью округлых бамперов, внедренных уже на последнем этапе проектирования, а также сглаженных поверхностей дизайнерам удалось создать достаточно современный кузов. На начало 1987 года (когда с конвейера сошли первые товарные 2141) его аэродинамика была лучшей среди отечественных легковых автомобилей.

Багажный отсек 

АЗЛК 2141 отличались вместительным салоном и багажным отделением, эффективным отоплением салона, неплохой управляемостью и главное - хорошей ремонтопригодностью, которая частично покрывала несовершенство применяемых комплектующих. Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и дифференциалом, установленным между двигателем и КПП — была заимствована от немецкой модели Audi 100. Эта схема малораспространенная, но она была связана с необходимостью использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения, а также более широким выбором возможных силовых агрегатов и, в перспективе, возможностью создания автомобилей с полным приводом.

С 1989 года, когда полностью прекратилось производство прежней модели 2140, АЗЛК выпускал только 2141. На него возлагались большие надежды, планировалось наладить его экспорт. Для внешнего рынка автомобиль получил торговое  наименование Aleko - производное от словосочетания "Автомобильный завод имени ЛЕнинского КОмсомола".

Приборная панель АЗЛК 2141 в экспортном двухцветном исполнении

Однако для завода оставался открытым вопрос с двигателем. С момента начала производства машина оснащалась как мотором УЗАМ-331.10 (модернизированным двигателем Москвич 412), так и мотором ВАЗ 2106-70, а в начале 1990-х годов небольшую партию экспортных автомобилей укомплектовали дизелями марки Ford. Что касается моторов УЗАМ и ВАЗ, то это была временная мера, поскольку под модель 2141 завод разработал оригинальное семейство двигателей "21414" (бензиновый) и "21413" (дизельный).

Опытные двигатели для 2141. Бензиновый "21414" (слева) и дизельный "21413" (справа)

Опытные силовые агрегаты, разрабатывавшиеся непосредственно для модели 2141:

бензиновый "21414" (слева) и дизельный "21413" (справа)

 

Эти моторы были разработаны в рамках конкурса, организованного Минавтопромом СССР. В проектировании принимали участие специалисты ВАЗа и АЗЛК.  Уже весной 1987 года технический совет министерства рассмотрел результаты работ, отметив, что представленные на конкурс базовые модели двигателей по своим экономическим и энергетическим показателям соответствуют требованиям технического задания. Совет обратил внимание на более глубокую технологическую проработку предложений специалистов Волжского Автозавода, которые перенесли на опытный образец часть инженерных решений с серийно выпускаемых двигателей ВАЗа. В то же время конструукция АЗЛК выделялась меньшими массой и количеством деталей, а также большими возможностями для дальнейшего совершенствования рабочего процесса и обеднения топливно-воздушной массы. Это иллюстрировало большой потенциал улучшения экономичности.

В конце 1980-х годов АЗЛК уже начал строительство нового моторного корпуса для изготовления двигателей, а для доводки нового семейства заводом было заключено соглашение с английской исследовательской фирмой "Ricardo".

Ввиду экономического кризиса начала 1990-х собственный моторный цех так и не был достроен, а оборудование разукомплектовано, а затем утрачено. По этой причине 2141 так и не обзавелся по-настоящему адекватным современным двигателем, отсутствие которого снизило имидж модели.  Более того, с годами падало качество сборки и окраски. Тем не менее, по совокупности потребительских характеристик Москвич-2141 в наибольшей степени отвечал понятию «семейный автомобиль», превосходя более тесные малолитражные модели ВАЗа, за что и заслужил неплохое доверие автомобилистов.

В 1997-м году модель "2141" претерпела небольшие изменения и стала выпускаться под именем "Святогор"

 

Статья составлена по материалам:

1. книги "Автомобили России". Том 3, авт. Лев Шугуров.

2. сайта http://alekohistory.narod.ru

3. статьи "Что за мотор?", журнал За Рулем, 3-1988.

Комментарии

а потом все "счастливые обладатели" его дружно материли...
0 Feb 15, 2008
Почему сразу материли.У отца такой в 1998 бал.Белый,1991 года.В первый год после покупки доставил много хлопот(лобовуха тепла в дождь,еб!нул бензонасос из-за залитого палёного бензина и мног чё по мелочи),но потом-верой и правдой служил до 2003,но по причине начинающейся коррозии и пробега был продан)
0 Mar 1, 2008
Очень уютный авто, у меня сейчас такой, 90-го года, в семье всем нравиться, и менять на иномарку не дают. Автомобиль тот хорош, что приносит удовольствие, а идеальных автомобилей не найдется во всем мире.
0 Mar 1, 2008
Что в нём уютного? коробка не даёт разгоняться нормально, хотя двигатель может тянуть.....коробка проблема всех москвичей......Дует изо всех хщелей, не вижу ничего уютного в нём....:))) В семье был такой.....машина ничего, но не доработанная....
0 Mar 1, 2008
Что в коробке, передаточные числа стоят неправильно, согласен, п.э. приходиться сбавлять газ или переходить на тягу, привыкнуть можно - ему бы дизель с хорошей тягой и все в порядке. А вот чтоб не дуло - меняют уплотнители дверей, хоть от КаМАЗа ставь, но сквозняков я не замечаю, наоборот жарковато, особенно летом приходиться иногда печку подключать, чтоб сбросить температуру с двигателя. С новыми чехлами из флока с кожанной отделкой кресел спина просто отдыхает, лучше иномарок. Новые Белорусские амортизаторы поставил, пружины, подушки поменял, теперь кочки и ямы поглащает незаметно мягко, а про рулевое могу сказать - в поворот под большим углом - даже не кренит и к окну не давит в отличии от ВАЗов. Единственное радиус разворота 9 метров, но с его большой базой это нормально. При правильной настройке, ощутима даже динамика. Погрешности водителя автомобиль даже не замечает. Сколько других владелцев спрашивал автомобиль всех оч. устраивает. Хороший семейный автомобиль.
0 Mar 7, 2008
Полностью разделяю мнение Swargo. У меня Сорок Первый 91-го года, который за прошедшее время (коли верить общему суждению о подобных авто) должен был рассыпаться прахом. Но... ездит! И даж очень неплохо, хоть и подгнил местами (не без этого). Вообще, на мой взгляд, первая причина гниения 41-х -- не кач-во покраски даж, и не толщина стали кузова, а наличие (пардон, изобилие!) всяческих пазух, карманчегов, щелей, пустот, ясен пень, ну НИСКОЛЬКО и НИКОГДА не проветриваемых. Вот этот геморрой я в своё время постарался по возможности исправить всяческими заткнутиями и замазываниями (в частности, энным кол-вом пушсала).
В целом машина вполне устраивает -- оч. просторная, и при всём том уютная. А все мелочи типа тяжёлой коробки и слабого двигателя (особенно, как у меня в машине -- УЗАМ 331.10) -- да и хрен бы с ними. Не Феррари, да и нафиг всякие там феррари...
0 Apr 21, 2008
У нас на фирме такой был в начале 90-х.Ломался иногда,тянул не очень,но машина была неплохая.Ездили на нём все подряд.не жалели.но он долго прослужил,и зимой в нём было тепло и места много.Для тех лет неплохая была тачка,по крайней мере ничего дурного о ней вспомнить не могу
0 Apr 21, 2008
классный автомобиль,у отца такой был с 2001 по 2004гг,правда его после капитального ремонта кузова он его продал и купил ауди В3.я его до сих пор с теплом вспоминаю.
0 Apr 21, 2008
Я вот думаю купить такой. Какой расход бензина(как я понял АИ 92)? И вообще что я должен проверить перед покупкой?
0 May 3, 2008
Цитата и из статьи "Легенда ночной Москвы" в журнале Клаксон №20, октябрь-ноябрь 2002

"Десять лет назад, когда в Москве только-только появились первые иномарки, а "Клаксон" был скромной черно-белой газетой на шестнадцати (подумать только!) страницах, наши сотрудники, нахально пользуясь служебным положением и связями на заводе АЗЛК, частенько заимствовали с предприятия экспериментальный "Москвич-2141", спроектированный по заказу КГБ. Под капотом той машины, абсолютно обычной с виду, таился сверхмощный роторный двигатель. Его с лихвой хватало, чтобы испортить пищеварение владельцу BMW 525i, одной из самых модных, быстрых и престижных машин тех времен. Целенаправленные издевательства над нервами "Новых русских" обычно проводились на Ленинском проспекте - просторном, широком, усеянном десятками светофоров, которые гарантировали многочисленные старты, и, соответственно, многократный рост кровяного давления у несчастных владельцев редких тогда иномарок."
0 Jun 25, 2008
опять история про это..... )))) давно пора делать новую историю. хороший был автомобиль D-класса. куда делись таланты и фантазии? новый автомобиль этого класса нам нужен!
0 Aug 2, 2008
Автоманьяк
+1!!!!
0 Aug 3, 2008
Автомобиль рождался советскими инженерами в годы тотального дефицита финансирования сектора легковых автомобилей, а когда всё же добились выпуска, наступила Горбачёвская эпоха - эпоха когда "Экономика должна быть экономной". Денег на выход в серию хватило, а вот с "Перестройкой" Союза, пришёл и развал завода, и дочерних заводов, поставлявших комплектующие АЗЛК и другим Автогигантам, а у людей собиравших данные шедевры опустели кошельки (как и у покупателей) и опустились руки... Машинка конструктивно действительно была потрясающая и суперсовременная, пока не была выпущена в серию с большим опозданием и значительными переделками. Я всё же рад за тех людей у которых этот уникальный автомобиль появился своё время - это же большая радость и масса удовольствий для советского автомобилиста!!! Супер статья!!! Спасибо!!!
0 Jan 3, 2009
симпатичная получилась машинка
0 Jan 3, 2009
Simca. Копия.
0 Jan 3, 2009
Ага Simca 1307 '1975–80
0 Jan 3, 2009
Кстати, про аэродинамику серийного АЗЛК 2141 есть лукавство руководства:
Заявленная была лучше, чем на самом деле!!!
Подробности тут: http://www.autoreview.ru/knowhow/num098/aerodin2.htm
0 Jan 4, 2009
У Kuzya хорошая фотография приведена, правда не понятно, что это Simca или VW Passat, но стоит отметить, что С3 являлся развитием проекта С2, так что в случае c Simca имеет место тот же вопрос, что и в случае, что раньше появилось Ту-144 или Конкорд
0 Nov 14, 2009
Очень хороший автомобиль, но ужасное качество сборки и комплектующих. Аэродинамика отличается от заявленной, потому что заводчане её измеряли, сняв с автомобиля дворники, брызговики, зеркала, да ещё спойлер сзади поставили. Двигатель можно увеличить до 1.6, 1.7, 1.8 (под 76 или 92 бензин) литра в объёме без изменения данных в документах, поставив соответствующие новый коленвал и цилиндро-поршневую группу. Большой салон, хорошая плавность хода, более хорошая экономичность (!) с двигателями увеличенного раб. объёма. Проходимость лучше всех автомобилей, имеющих привод на одну ось! (Из-за оптимальной развесовки и 14-ти дюймовых колёс). К тому же можно увеличить клиренс под задней балкой, применив 2 металлические пластины толщиной 1-1,5 см с 6 отверстиями на каждой. Передний просвет можно увеличить, сдвинув нижние чашки пружин немного вверх. И никаких подкладок под пружины! Хотя увеличивать просвет целесообразно ТОЛЬКО при эксплуатации на бездорожье.
0 Nov 23, 2009
У меня 21412 91 г.в.,меня автомобиль вполне устраивает,не исключаю -не идеален,но очень неплохой автомобиль даже в наше время...В основном большая беда этой машины,то,что он родился в России,а наш народ может,но не хочет доводить до ума начатое...Улучшили бы ему качество сборки и немного доработали его ещё на заводе и никакой вазотаз и рядом не станет...
0 Jan 6, 2010
Только почему то все позабыли что основой механики и силовой структуры кузова послужила первая ауди-100.

А вообще машина хорошая. У нас в семье тоже такая была в начале 90х. Геморроя доставлял не больше, чем купленный позднее опель аскона Ц.
0 Jan 27, 2010
Не надо говорить про Ту-144 и Конкорд, там совсем другие законы - нельзя создать пассажирский СВЕРХзвуковой самолёт другой конфигурации - элементарно развалится при прохождении звукового порога. Не замечали, что и более малые военные самолёты всё больше походят друг на друга - только раскраска разная.Тут физика диктует форму, а дизайн уже вторичен.
0 Feb 24, 2010
жаль что вней подушек нет!
0 Apr 20, 2010
У меня тоже 2141 91 года. это мой первый и настоящий автомобиль. движок 412 просто не убиваемый- сколько раз кипячёный, картером в лесу на скорости ударялся много раз- по первости разумеется)))))) езжу только на 76бензине. правда сейчас только 130 идёт. раньше 140 с полной нагрузкой легко набирал. из минусов- ржавеет быстро и громкий очень уж. А уж в какую только грязь не залазил- всегда вытаскивал. всякие 99ые буксовали беспомощно (хотя может там водятел такой) . короче моя первая машина. из отечественных ни на какую не поменяю. разве что на святогор с движкой рено
0 Jun 10, 2010
Андрей +100000
0 Aug 5, 2010
АБАЛДЕННАЯ МАШИНКА!!! Зимой по снегу ездил в один хуторок. Мужики говорили: Куда прешь, придурок, там "нива" час назад увязла - еле вытолкали. Я газку прибавил и с буксом, но все же проехал без единого "увязания".
0 Jan 22, 2011

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт с помощью учётной записи в одной из социальных сетей

AutoWP.ru '2005–pr.